Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 «Уклад жизни кадетских классов школы, как основа гражданско-патриотического воспитания обучающихся»

 «Поэтом можешь ты не быть,

но гражданином быть обязан»

 (Н.В. Некрасов)

   В ежегодном Послании Президента Российской Федерации В. В.Путина Федеральному собранию   сказано: «В Конституции общенародная ответственность за Родину перед нынешними и будущими поколениями провозглашается как фундаментальный принцип российской государственности. Именно в гражданской ответственности, в патриотизме вижу консолидирующую базу нашей политики.

   Быть патриотом значит не только с уважением и любовью относиться к своей истории, хотя, безусловно, это очень важно, а прежде всего служить обществу и стране».

   Быть гражданином! Что это значит? Вопрос риторический! Но именно мы – преподаватели,  должны помочь молодому поколению ответить на этот вопрос.

   Выбрав профессию и взяв на себя ответственность за формирование современного, всесторонне развитого, компетентного человека и гражданина – личности,  мы можем, используя все возможности современного образовательного процесса,  педагогический опыт российской и советской школ,  свои знания и опыт, превратить каждый  урок  в поиск ответа, а заодно и определение своего места в этом мире.

   Как говорил Солженицын: «Патриотизм – чувство органическое, естественное. И как не может сохраниться общество, где не усвоена ответственность гражданская, так и не существовать стране, особенно многонациональной, где потеряна ответственность общегосударственная».

   Сегодня требуется кардинальное и масштабное развитие компетенций педагогических кадров, системные меры по повышению социальной направленности (ответственности) системы образования, в том числе за счет создания и реализации программ формирования у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции.

   Говоря о приоритете в российском образовании, Президент России В.В.Путин отмечает: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить».

   Целью гражданско-патриотического воспитания определено формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе обучения и воспитания в школе.

   И поставлены задачи:

  • формирование высокого патриотического сознания;
  • воспитание чувства верности своему Отечеству;
  • формирование готовности к выполнению гражданского долга и кон­ституционных обязанностей по защите интересов Родины;
  • воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности.

   Ожидаемыми  результатами должны стать:

  • Знание и понимание учащимися истоков отечественной материальной и духовной культуры, осознание духовных основ  культуры России.
  • Духовно-нравственный потенциал молодежи. Высокий уровень самосознания, самодисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
  • Убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
  • Ведение здорового образа жизни, физическое развитие и стремление к физическому самосовершенствованию, отношение к духовному и физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
  • Экологическая культура, т.к. настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение  Земли.

   Главной целью деятельности педагогов нашей школы является воспитание подлинного гражданина и патриота, любящего свою «малую» и «большую» Родину.

   Частью гражданско - патриотического воспитания является деятельность в школе кадетского движения.

   В кадетское движение включены обучающиеся,  начиная с 5-го класса - один класс на параллели получал статус кадетского. В настоящее время в кадетское движение школы вовлечены учащиеся 5 классов среднего звена, создан прокадетский класс – на базе 4 класса начальной школы,  и поэтому мы можем говорить о создании в школе системы патриотически - ориентированного образовательного пространства.

   Изучение исходного состояния гражданско-патриотического  воспитания  в 5 кадетском классе выявило низкий уровень сформированности таких качеств, как:

  • готовность служить Отечеству, гражданский долг и ответственность-14%;
  • патриотизм  - 27%;
  • гражданский долг и активность-28%;
  • правовая культура и соблюдение законов государства-31%;
  • личная свобода- 54 % опрошенных школьников.

   В связи с этим деятельность кадетского движения школы направлена на совершенствование  интеллектуального, духовного и физического развития ребенка, приобретению навыков самостоятельной деятельности, способствует изучению Родины, повышает уровень гражданственности и патриотизма.

   Формы организации деятельности кадетских классов школы определяются укладом ее жизни.

   А уклад определяется понятием «Кадет, т. е. готовящийся к офицерскому званию», поэтому неотъемлемой частью кадетских классов школы является военизированная составляющая, которая включает такие элементы как:

  • Знамя школы.
  • Эмблема и девиз кадетских классов школы.
  • Кадетская форма.
  • Кадетские ритуалы.
  • Посвящение в кадеты.
  • Торжественное построение в Дни Воинской славы России.
  • Парад Победы.
  • Кадетский Бал;
  • Прощание с кадетским знаменем.
  • Кодекс чести кадета (определяет правила и нормы взаимоотношений между кадетами).
  • Построение до и после окончания урока, доклад заместителя командира взвода о готовности класса к началу урока
  • Система   поощрения    в   форме   присвоения   кадетских   званий   и размещения фотографий лучших кадет на школьной «Доске почета» в номинации «Лучший кадет» и «Лучший кадетский класс».

   Организационная структура кадетских классов.

   Кадетский класс - взвод делится на три отделения. У каждого кадетского взвода есть свой девиз и своя строевая песня. Для организации качественной системы управления кадетским классом и приближения ее структуры к требованиям общевойсковых уставов и традиций Российской Армии из числа учащихся назначаются заместитель командира взвода и командиры отделений, обязанности которых определяются положением о кадетском классе. Командир взвода – воспитатель кадетского класса.

   Учащимся старших классов необходимо предоставить возможность для самореализации, они являются активными организаторами и участниками всех дел кадетских классов школы. Поэтому важной формой организации уклада кадетских классов школы является разновозрастное сотрудничество между кадетами младшего, среднего и старшего возраста. Кадеты 8-9 классов являются шефами для учащихся младших классов. В рамках подготовки к Посвящению в кадеты они проводят классный час «Кто такой кадет?», совместно со своими подшефными изучают Кодекс чести кадета, готовят их к смотру строя и песни, проводят уроки Мужества, посвященные Дням Воинской славы России. Важно поддерживать усилия подростков и отмечать их успехи. Поэтому по итогам школьных конкурсов старшим кадетам, подготовившим победителей и призеров среди учащихся 5 — 7 классов на общем построении объявляется благодарность с занесением в личную карточку кадета. Данная форма работы способствует возникновению у подростков ответственности за достижение результатов, заинтересованности в работе, убеждения в её социальной необходимости, что ведёт к формированию положительного отношения к патриотической деятельности.

   Одной из важнейших частей организации уклада школьной жизни является система внеурочной деятельности и дополнительного образования кадет, которые выстраиваются на основе интересов и собственном выборе форм занятий кадетами. Система дополнительного образования кадет включает такие направления деятельности как:

  • патриотическое воспитание;
  • духовно - нравственное воспитание;
  • художественно-эстетическое воспитание;
  • спортивно - оздоровительное воспитание;
  • профессиональная подготовка.

   Педагогический коллектив при организации деятельности учащихся кадетских классов применяет самые разнообразные формы организации внеурочной деятельности. Такие как:

  • Работа с ветеранами ВОВ
  • Шефская помощь
  • Встречи
  • Праздники города
  • Создание Книги Памяти о ветеранах войны - жителях нашего
  • города.
  • Работа в музее «История школы».
  • Трудовой десант по благоустройству памятников героям ВОВ
  • Участие в патриотической акции «Георгиевская ленточка».
  • Участие в митинге, посвященном участникам локальных войн.
  • Участие в военно - патриотических слетах и фестивалях кадетских классов областного уровня.
  • Экскурсии в воинскую и пожарную часть.
  • Кадетский бал;
  • Открытие Поста № I,
  • Вахта Памяти у «Вечного огня».
  • Выпуск еженедельных и праздничных Боевых листков.
  • Вовлечение обучающихся в кружковую деятельность: «Поиск», «Экстрим», «Юный пожарный», «Юный стрелок», «Кадетвидео».

   При организации работы с кадетскими классами важно учитывать возрастной подход к построению процесса патриотического воспитания.

   Учащиеся 5 -7 -х классов занимают промежуточное положение между младшим школьным и старшим подростковым возрастом. Целесообразно, чтобы в школе существовала традиция перехода ученика из детства (начальная школа) в отрочество. Такой традицией в нашей школе является ритуал «Посвящение в кадеты», способствующий возникновению нового отношения взрослеющего человека к себе и оформлению нового отношения общества к нему.

   Для учащихся 5-х классов характерно такая форма самосознания как «чувство взрослости», определяющая основные отношения младших подростков с миром. «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых, но в этом возрасте данное чувство еще не подкреплено реальной ответственностью. Школе важно предложить учениками средства реализации их чувства взрослости, в стенах нашей школы таким средством является вовлечение пятиклассников в кадетское движение.

   Пятикласснику, который становится кадетом, осознает себя частью кадетского движения школы, необходимо наладить добрые взаимные отношения в новом коллективе, научиться уважать культуру и традиции кадетских классов школы.

   Военизированный уклад жизни кадетского класса способствует формированию у пятиклассника таких качеств как ответственность, умение ставить задачу, планировать и точно соблюдать намеченное, умение подчиняться.

   Для детей в младшем подростковом возрасте актуально осознание себя личностью в процессе общения. Подросток оценивает свои способности, моральный облик, свои недостатки, завоёвывает уважение и доверие окружающих. В этом возрасте важно проводить классные часы, беседы на нравственные темы, которые помогут учащимся в осмыслении важнейших нравственных качеств: «совесть», «честь», «благородство», «достоинство»; изучать лучшие традиции российского воинства, примеры деятельности выдающихся предков.

   Методы, используемые коллективом в процессе воспитания патриотизма самые различные, например, использование метода проектов, который в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной и инициативной позиции учащихся в воспитании. В патриотическом воспитании применение проектов нацелено на главный результат - приобретение учащимися действенных патриотических убеждений и опыта патриотической деятельности.

   При организации внеурочной деятельности кадет главное помнить, что патриотизм носит деятельный характер, поэтому воспитательный процесс в кадетских классах осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности.